ТАШКЕНТСКОЕ МЕТРО
Ташкентский метрополитен стал одной из основных достопримечательностей столицы Узбекистана. Сам факт его строительства в очень сложных сейсмотектонических, геологических и климатических условиях просто уникален. При его сооружении был использован опыт 6 городов бывшего Советского Союза, а также Японии, поэтому в народе Ташкентское метро называют «магистраль дружбы народов».
Ташкентский метрополитен является единственным в Средней Азии . Оно было открыто в Ташкенте в 1977 году. Ныне действует три подземные линии – Чиланзарская, Узбекистанская и Юнусобадская, на которых расположено 29 станций. Линии в точках пересечения имеют пересадочные вестибюли. Различаются станции трех типов - колонного, сводчатого типов и индивидуальной конструкции.
Учитывая сейсмичность нашего региона, метрополитен строился с учетом возможного 9-балльного землетрясения по шкале Рихтера. На протяжении все подземной трассы через каждые 33 метра расположен сейсмошов, или сейсмопояс, предохраняющий линии и станции метро от разрушения.
Все станции представляют собой подземные дворцы, оформленные неповторимыми орнаментами, узорами, цветовыми решениями. Мастера использовали разнообразные технические приемы, множество отделочного материала. На многих станциях использовался нуратинский, газганский мрамор и наш узбекский гранит. |
|
Архитектурные решения - всех станций отличаются неповторимостью самобытного колорита национальной культуры, выразительностью тематики, отражением жизни нашей республики. Своеобразие, запоминающийся облик станций, получивший всеобщее признание, являются результатом творческого союза архитекторов, художников, народных мастеров, инженеров и строителей.
Метрополитен в Ташкенте неглубокого залегания, в связи с имеющимися грунтовыми водами. Поэтому большей частью метро строилось открытым способом прокладки, что ускорило темпы его строительства, не нарушая общий вид жилых и административных районов.
|
Cтанция «Космонавтлар»
До мая 1992 года называлась «Космонавтлар проспекти» (проспект Космонавтов). Находится под перекрестком проспектов Космонавтов и Ш. Рашидова. Станция сдана в эксплуатацию 7 декабря 1984 года. Станция неглубокого залегания, поэтому спуск на её платформу осуществляется не по эскалатору, а по обыкновенным маршевым ступенчатым лестницам.
Платформа станции колонного типа с двумя вестибюлями, имеет подземные переходы. Станция оформлена в современном стиле. Авторы оформления - архитекторы С.Сутягин, С.Соколов, инженеры А. Зокиров, А. Брасловский. Архитектурно-тематическое оформление станции посвящено космосу.
Интерьер украшен голубыми керамическими медальонами (шамот) с изображениями Улугбека, Икара, Ю. Гагарина, В. Терешковой и др. Очень тонко сделан потолок, напоминающий Млечный путь, на котором светятся стеклянные «звездочки». |
|
Путевые стены платформы от пола до потолка по всей длине платформы постепенно переходят от лазурного цвета к темно-синему, напоминая атмосферу Земли.Круглые колонны платформы покрыты объемным фигурным стеклом, где отраженные лучи света напоминают свет далеких звезд. Также стеклом, металлом, гранитом и мрамором отделаны вестибюли станции, отделка вестибюлей выполнена, как и вся станция, на тему освоения космоса. |
Cтанция «Алишер Навоий»
Находится под перекрестком проспекта Навои и улицы Абая, на которой находится литературный музей имени Навои, что отразилось в названии станции. Станция «Алишер Навоий» сдана в эксплуатацию 7 декабря 1984 года. Это одна из двух станций индивидуальной конструкции (вторая – станция «Площадь Мустакиллик»). Высота достигает 5,5 метров, протяженность стандартная.
Cтанция «Алишер Навоий» находится на второй линии метрополитена - Узбекистанской.
Станция имеет зал с многочисленными колоннами и двумя подземными переходами, через один из них можно перейти на станцию «Пахтакор» Чиланзарской линии. Авторами данной станции являются - архитектор Я.Мансуров, инженер А.Зокиров.
Для станции был выбран спокойный бледно-голубой цветовой фон, который зрительно создает ощущение прохлады. |
|
Самым привлекательным и нарядным в оформлении станции являются токи (купола) украшенные традиционным национальным орнаментом с декоративными неповторяющимися узорами гирих и ислими, которые были выполнены художниками Р.Мухамаджоновым и А.Рахимовым. Большинство элементов имеют золотое обрамление. На путевых стенах зала установлены керамические панно на сюжеты из «Хамсы» Навои и барельеф Навои (художники Ч.Ахмаров, И. Каюмов, мастера по гипсу А. Аминов, У. Маматбоев, скульптор А. Шаймурадов).