ПЛОЩАДЬ ХАЗРАТИ ИМАМ
Площадь Хазрати - Имам. Это одна из самых крупных и древних культовых площадей не только города, но и Средней Азии.
Внешнее оформление мавзолея довольно скромное - желтоватый фон кирпичной кладки и некоторые элементы декора: дверь огибает пояс майоликовых надписей (на синем фоне белые, голубые и желтые письмена, вплетенные в растительные побеги), в окнах - ажурные ганчевые панджара.
В 2007 году были проведены некоторые изменения в оформлении. Задний небольшой дворик, где имеется несколько захоронений, был перекрыт и стал вторым залом в данном мавзолее.
Похоронен Абу Бакра Мухаммада ибн Али Исмаила Каффаль-аш-Шаши был в 366 г.х.(976/977г.) за городской стеной на территории, орошавшейся каналом Кайковус. Впоследствии вокруг его могилы постепенно образовалось кладбище.
В 10-11 веках здесь было густо озелененное кладбище. Оно напоминало тщательно ухоженный парк. Кладбищенские строения сохранились только в непосредственной близости от мавзолея.
Могила его была очень популярна и чтима, легенды о святости Каффаля Шаши связывали с прочими святынями Ташкента: существует предание о том, что к нему на поклонение подземным ходом из кукчинской части ходил святой шейх Зайнаддин-бобо, что прозвище свое «ал Каффаль» («замочник») он получил за изготовление удивительного замка с ключом весом в полкилограмма.
Исторические сведения о постройке мавзолея содержит его эпитафика. На главном фасаде над дверью имеется надпись в стихах о дате постройки (848 г. - хиджры - 1541 г.), именах зодчего (Гулям Хусейн) и каллиграфа (Кудрат):
«Когда ты прочтешь эту хорошую надпись,
За мою душу соверши благосклонную молитву
Строитель этого безукоризненного здания
Есть преданный (богу) раб хан(а) Гулям Хусейн.
О, душа, дабы мудрый народ узнал год окончания,
Писец Кудрат над сею узорчатою стеной начертал его.
Боже! Прости писца и читателя его!
Это место для посетителей стало источником услады,
Потому (буквы слов) «источник услады» дают год его окончания, о Господи!
О, сердце, не отворачивай лица от добродетельных людей …» (1541 год)
Мавзолей включает в себя центральный зал, раскрытый проемами на три стороны (кроме западной, где в граненой нише находится надгробие), пристройку перекрытого дворика и три яруса жилых худжр для паломников в угловых пилонах. Первоначальное здание мавзолея, по словам очевидцев того времени, было небольшое, скромное. Вокруг могилы имама стало формироваться кладбище с могилами богатых людей и с захоронениями священнослужителей.
Существующий ныне мавзолей был построен 500 лет спустя после смерти богослова, и по сегодняшний день он является одним из святых мест в Ташкенте, куда приходят люди просить о помощи и благословении.
Недалеко от мавзолея находится бывшая праздничная мечеть «Намазгох», построенная в 19 веке. Она находится во дворе Ташкентского Исламского Институту имени Имама аль-Бухари, созданного в 1970 году. После 4 лет учебы в медресе будущие служители приезжают сюда, чтобы совершенствовать свои знания. Обучение в институте длится 4 года. Сейчас в нем обучается около 250 человек.
В Узбекистане функционируют 10 медресе, два из них предназначены для девушек. Медресе - это мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ.
По оценке Международной исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) Узбекистан вносит огромный вклад в развитие исламской науки и культуры. В Ташкенте хранится коллекция рукописей Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан, внесенная в международный список ЮНЕСКО «память мира» и другие памятники исламского наследия. Ряд исторических и культурных факторов, историческое прошлое Ташкента, а также богатое научное, интеллектуальное и духовное наследие придали Ташкенту высокий статус, в связи, с чем ISESCO объявила Ташкент - Столицей исламской культуры 2007 года. Поэтому, в начале этого же года был проведен ряд строительных работ и ремонтных работ на площади Хазрети Имам. Была расширена ее территория, построено новое здание Духовного управления мусульман Узбекистана, 2 минарета высотой 53,5м, большая пятничная мечеть, вмещающая до 4,5 тысячи желающих. Её внутренний двор выглядит ухоженно, нарядность придают колонны из индийского сандалового дерева, оформляющие айван. Внутреннее убранство мечети также нарядно. Купола изнутри украшены золотым орнаментом «ислими», повторяя рисунок мечети Тилля-кори. В вечернее время мечеть освящается большим количеством хрустальных люстр и бра. У мечети имеются нововведения – это большие окна, выходящие на улицу и несколько широких дверей выходящих на две противоположные стороны.
Самым значительным сооружением ансамбля является медресе Барак-хана. Главный фасад здания обращен на улицу. Монументальный портал украшен декоративным панно из глазурованных плиток. По обе стороны портала находятся две колонны - гульдаста. Глубокая стрельчатая ниша имеет несколько ниш малых размеров, где в праздники располагались музыканты. Сегодня это ложные ниши, т.е. декоративные.
Медресе Барак-хан отличается от обычных медресе. По существу, это разновременный мемориальный комплекс, перенявший от медресе только дворовую схему композиций. Основой комплекса послужило величественное здание мавзолея Суюнич-хана, отца строителя медресе. Суюнич-хан был первым правителем узбекской династии Шейбанидов в Ташкенте; он приходился внуком Улугбеку и правнуком Темуру. Здание мавзолея с центральным залом было увенчано первоначально двойным куполом.
Мавзолей сильно пострадал от многочисленных ремонтов и перестроек, исказивших его первоначальный облик. Сейчас только фотографиям, выполненным до 1868 года, и фрагментам облицовок, извлеченных археологами, можно вполне представить себе его былое великолепие. Наружный купол, который рухнул во время землетрясения 1868 года, имел голубой цвет, высокий цилиндрический барабан был облицован мозаикой сложного геометрического орнамента.
Двор медресе обстроен жилыми худжрами для студентов. Традиционных аудиторий при входе здесь нет, но в левом углу имеется встроенный памятник, который специалисты считают также мавзолеем, причем более ранним, чем мавзолей Суюнич-хана. Мавзолей этот безымянный.
В новом двухэтажном здании располагается Духовное управление мусульман Узбекистана, которое было создано в 1943 году. Оно имеет 10 отделов:
1) отдел мечетей;
2) международный отдел;
3) отдел «фатва» (шариатские вопросы);
4) ревизионный;
5) отдел образования;
6) хозяйственный;
7) библиотека;
8) редакция журнала «Хидоят», газеты «Ислом Нури»;
9) издательство «Мавароуннахр»;
10) отдел отправки.
Возглавляет Духовное управление муфтий – Усманхан Алимов. Здесь находится и библиотека Духовного управления мусульман Узбекистана, которая насчитывает 20 000 книг и 3 000 наиболее ценных рукописных экземпляров. Следующий исторический объект 19 века - это так называемая пятничная мечеть или джума-мечеть. Она называется так потому, что по пятницам здесь проводись массовые молитвы.
Проповедь читается на языке местного народа, молитва на арабском языке.