МИНГ УРИК
Первый город.
В процессе изучения стало ясно, что подлинным городом с оборонительными стенами и крепостью-цитаделью стал пункт на городище Минг урик, расположенный на канале Салар, вблизи нынешнего Северного вокзала.
Город стал наследником первого урбанизированного поселения, открытого на Шаштепа, как бы приняв от него эстафету городского строительства. Кроме того, на его территории сложился крупный культовый центр регионального значения. Как показали исследования археологов Ташкентского отряда Акадении наук Узбекистана в 2008 году, ядром его было сооружение из сырцового кирпича и пахсы в виде квадрата с пристроенными с каждой стороны полукруглыми башнями. Планировка внутри квадрата и сама схема построения развивает принцип, заложенный в культовом здании Шаштепа. Огромные отвалы чистой золы с западной стороны здания и запасы древесного топлива в одном из внутренних помещений указывают на его функцию храма, наверху которого располагался открытый алтарь огня.
Не случайно Кангюй упомянут в Авесте под названием «Кангха высокая и священная». Последние археологические раскопки показали, что комплекс на Мингурике возведен населением, духовная культура которого определялась огне и солнцепоклонничеством. Он, видимо, просуществовал до IV в. н.э. и указывает на то, что территория современного Ташкента в древности входила в ареал крупнейшего культового центра государства Кангюй. Начало урбанизации в Ташкенте можно проследить по письменным китайским источникам с конца II в. до н.э. |
Хроника старшего дома Хань «Шицзи» сообщает об области и городе Юни в составе государства Кангюй, ядро которого в науке принято размещать в Ташкентском оазисе.
Более поздние китайские источники называют область и город Ши, которые наследуют Юни. Как следует из источников, Ши после распада государства Кангюй на мелкие владения в III-начале IV в. н.э. превратился в небольшое самостоятельное государство. По данным археологии, древнейшая столица этого владения располагалась на громадном городище Канка в 70 км к югу от Ташкента. В пределах будущего Тащкента в это же время существовал ряд урбанизированных поселений, как показано выше.
Если поселение городского типа на Шаш-Тепе стало непосредственным источником развития городской культуры в Ташкенгском микрорайоне, то городище Минг-Урик, расположенное севернее его на берегу Салара можно считать древнейшим ядром города Тащкента, возникшим в результате интенсивного освоения водной системы Салар-Джун и развития урбанизации.
С первых веков нашей эры в водной системе Салар-Джун появляется целый ряд населенных пунктов. Это городища, известные сегодня под названиями Кугаитепа, Мингурюк.Таукаттепа, Бузгонтепа и др.
Минг-Урик
До недавнего времени на одном из участков улицы Мовароуннахр, которая связывает Сквер Амира Темура, возвышались Минг-Урикские горки, получившие свое название от большого абрикосового сада, который был там разбит.
Грандиозные холмы давно привлекали к себе внимание ученых. Первые попытки описать их и сделать топографический план этого региона делались еще в конце ХIХ века. Но серьезные раскопки начались уже в начале ХХ века. Здесь работали такие известные археологи, как Ю.Ф.Буряков, О.В.Обельченко и Д.Г.Зильцер. С 1973 года раскопки проводит археологический отряд под руководством М.И.Филанович. Они возобновлены в 2008 году.
Расположившийся в излучине канала Салар, Минг - Урик, един по своей планировочной структуре. Площадь его составляла около 35 га. На востоке границей города являлся канал Салар, на юго-западе она подходила к протоку Чаули, северная граница проходила примерно по ул. Фаргона йули на юге охватывала территорию бывшего Хлебозавода и Фирмы «Шарк». Зарождение феодальных отношений, расположение на выгодном развивающемся международном караванном пути, стабилизация к этому времени Тюркского каганата способствовали перерастанию крепости в город. |
В V в. н.э. Чачанап был завоеван эфталитами, создавшими громадную державу на территории Средней Азии. В VI в.н.э. она рухнула под ударами Сасанидов с юга, а с севера- нового мощного объединения племен - Тюркского каганата. Следствием указанных политических событий - борьбы государства эфталитов с тюркским каганатом стало перемещение примерно в первой трети VII в.н.э. столицы на север в уже существовавший город на Мингурике.
Чач вошел в состав Тюркского каганата. Китайская передача местного названия области и города Чач как «Дже-Ше» и «Ши» (иероглиф означает «камень») отразилось и в тюркском названии – Ташкент («каменный город»). Ясно, что название не имеет прямого смысла, ибо город никогда не был каменным. Может быть, в этом названии отражен и намек на богатство Чаткало-Кураминских гор полудрагоценными камнями, в частности, бирюзой, которая по – древнетюркски называлась «ше».
Письменные источники очень мало говорят об устройстве и характере городов Чача и его столицы в VI-VIII вв.н.э. В большей степени эти сведения дополняет археология. В Ташкентском микрооазисе, т.е. на территории современного Ташкента, в эпоху раннего средневековья сформировался целый узел из 4х городов и до 20 замков и селений. Центральное место среди них занимала столица - Мадинат-аш-Шаш. Так более поздние арабские источники именуют город, руины которого изучены на городище Мингурик. Название Чач передано в них в форме «Шаш» из-за отсутствия буквы «ч» в арабском алфавите.
В VII-VIII вв. во всей области шло бурное градостроительство, что дало право впоследствии именовать область Чача «страной тысячи городов», а город на Мингурике достиг максимального расцвета. Он включал крепость-цитадель и собственно город - шахристан. Цитадель, обнесенная стеной из плотной пахсы и сырцового кирпича, обладала прямоугольными башнями ступенчатой формы. Рядом с цитаделью на руинах древнего храма солнцепоклонников был выстроен официальный дворец правителей, что указывает на столичный статус города. Вознесенный на верхушку бугра, он господствовал над всем городом. Дворец состоял из массы помещений, в том числе парадного зала и широких кулуаров, жилых комнат и хранилищ. Здесь также расчищен культовый комплекс со святилищем огня. Судьба жестоко обошлась с этим сооружением.
Пожар и поздние перестройки почти полностью уничтожили его убранство. Лишь незначительные следы указывают на то, что стены были украшены многоцветными росписями, сюжеты которых отражали жизнь знати и царей, эпические сюжеты и культовые церемонии, подобные тем, что были открыты археологами на городище Афросиаб под Самаркандом. Исследование этого престижного сооружения на Мингурике и других территориях Ташкента убеждает в том, что оазис входил в ареал распространения согдийской культуры, которая считается в науке наивысшим эталоном культурных достижений Средней Азии в доарабскую эпоху. |
Дворцовый комплекс возведен на остатках стен и полов помещения предшествующего времени. Как и другие дворцы Мовароуннахра, Минг-Урик расположен в непосредственной близости к цитадели. Построенный на холме дворец, как и цитадель, господствовал над Шахристаном, был доминантой городского образования.
Шахристан имел плотную застройку, его территория около 7,5 га. В Шахристане были монументальные дома и ремесленные мастерские. С VII века н.э. известен новый монетный чекан, есть основание связывать его с местом выпуска в Чаче, на Минг-Урике. На его территории были найдены следы ремесла гончарного и металлаобрабатывающего..Керамические находки были незначительны, но достаточно выразительны.
Характерной формой станковой керамики являются тонкостенные и толстостенные кружки, выполненные на круге быстрого вращения. Подобные кружки характерны для раннего средневековья Чача и Согда. Была обнаружена лепная керамика - хумы и котлы для варки и пищи. Покрытые белым ангобом с краснокоричневыми подчеками. Парадная посуда - лощенная, покрыта красным ангобом. Законченность формы, тщательность и искусность работы свидетельствуют о высокой квалификации мастеров.
Кроме керамики найдены железные предметы, терракотовые статуэтки и игрушки.
Высокого развития в этот период достигло и ткацкое мастерство.
Под Ташкентом проводилась добыча золота, серебра и меди, из которых Чачское владение чеканило свою монету.
Чач и Согд с древнейших времен являлись крупнейшими земледельческими регионами. На границе двух миров складывались сложные взаимоотношения. Сопровождались они открытыми враждебными действиями, но чаще тесными торгово-экономическими связями. В этот период политическое положение Чача достаточно устойчиво. Его представители наряду с послами и торговыми гостями других областей приезжали ко двору согдийского правителя. Это прослеживается в одном из сюжетов настенной росписи дворца VII-VIII вв. На Афросиабе, где посол Чача изображен в числе посольств из других областей.
Минг-Урик считают местом обитания легендарного правителя Турана - Афрасиаба.
«…И вскоре владыка, любимец удач,
Воссел на престол в славном городе Чач,
Турана глава не тревожим никем,
За городом Чачем царем между тем…»
Фирдоуси «Шахнаме».
В городах Чача, как и в Согде, были специализированные базары и торговые пассажи. Не исключено, что они были и на Минг-Урике. Его купцы принимали участие в ежегодных ярмарках, проходивших в Согде.
Караванные пути соединяли Чач с городами внутри оазиса, с центрами среднеазиатских государств, с далекими восточными странами и с Сибирью, вели в степные фактории. Монетные находки говорят о том, что Чач играл большую роль в транзитной торговле, через него проходили важнейшие караванные пути, ведущие в Иран, Китай, Семиречье.
Древние авторы сообщают, что из Чача вывозят различные ткани и коврики из кожи, седла и луки, глиняную посуду и металлические изделия, продукты животноводства и земледелия. VI-VIII - это время становления и упрочения феодализма, давшего толчок к широкому развитию экономики-базы дальнейшего культурного роста области Чач и роста дихканства, как среднеазиатского рыцарства. |
Перестраиваются некогда процветавшие античные города и в округе городов важное место занимают многочисленные отдельно стоящие замки-усадьбы.
В округе Минг-Урика стояло несколько замков феодалов, храмов, некрополей. А сейчас это лишь руины.
Дворцы правителя столицы, замки и некрополи дошли до нас в разрушенном состоянии по вине не только времени, но и человека. При раскопках цитадели столицы и ее окраин археологи наткнулись на следы пожара и уничтожения. Эти трагические события связываются с борьбой чачцев против арабского завоевания.
Связанный союзными узами с Согдом, Чач в 712 году, когда Самарканд осаждают арабы, двинул на помощь отряд знатных воинов, который в ночной засаде был разбит. Арабы, захватив Самарканд, в период с 713 по 719 годы направляют свои войска. Захватить Чач тогда им не удалось, хотя область и ее столица подвергались осаде и разрушениям.
До нашего времени дошло письмо согдийского посла в Чаче Фатуфарна своему правителю Деваштичу, укрывшемуся в горных районах Зеравшана и направившему послов с письмами в Чач и соседние районы, связанные союзными узами, о том, что Чач в период борьбы заключил союз с Согдом и районами средней Сырдарьи, объединив земли далеко на север. Борьба продолжалась вплоть до распада Тюркского каганата в 739 году. Только тогда смогли появиться здесь наместники халифа, хотя борьба против них продолжалась и позднее. В этот период была разрушена столица тюркских правителей - Мадинат-аш-Шаш.
Характерной чертой развития столицы Чача VI-VIII вв. является сложение вокруг нее округи густонаселенной, обильно снабженной водой из многочисленных каналов. Окрестности города были заняты поселениями свободных общинников, замками и усадьбами землевладельческой знати, храмовыми хозяйствами, небольшими городками, следы которых сохранились в виде многочисленных бугров - тепа в границах ташкентского мегаполиса. На его рубежах, особенно обращенных в сторону степи, стояли оборонительные пограничные крепости.
Наиболее характерный пример крепости с обширным поселением дает в округе мадины Шаша Актепе Юнусабадское (17 квартал Юнусабада). Как выяснилось, это была загородная резиденция правителя с замком и дворцом, обведенная рвом с водой. Крепость включала обширный двор, и основное ядро - замок в южной части. Интерьеры замка и дворца богато украшены резьбой по сырой глине, стены покрыты красной штукатуркой.
О характере храмовых сооружений в окрестностях столицы позволяет судить комплекс, раскопанный на Актепа Чиланзарском (в районе современной площади Актепа), примерно в 7 км от Мингурика. В V-VIвв. н.э. в храме-замке Актепа Чиланзарского возжигался священный огонь, а затем в VII-VIII вв. здание было превращено в открытое сооружение на платформе, очевидно, тот тип храма предков в Чаче, о котором сообщали китайские источники.
Столица Чача оставалась крупным культовым центром. С VI-VII вв. в Чаче укореняется зороастризм, о чем свидетельствует зороастрийский обряд захоронения очищенных костей в глиняных ящичках - ассуариях овальной формы с крышками, повсеместно находимых на территории Ташкента.
По письменным сведениям чачцы отличались воинственностью и свободолюбием. Когда с 713г. начались регулярные завоевательные походы арабов на Чач, его жители оказали отчаянное сопротивление завоевателям. Последовал ряд карательных походов, в результате которых, по словам арабского историка ат-Табари, «все селения Чача были сожжены», его города и, в первую очередь столица, подверглись разрушению и опустошению. Археологическими раскопками в самом Ташкенте выявлена наглядная картина разрушений и пожаров. Согласно ат-Табари, в это время была разрушена и ирригационная сеть. Столица возродилась из пепла и была выстроена заново в 8 км к северо-западу от Мингурика на землях, которые входили в предыдущий период в округу мадины Шаша, и орошались водами Бозсуйской ирригационной системы. Этот город погребен под застройкой Ташкента ХIХв., а центральная часть располагалась на возвышенности между Чорсу, Эски-Джува и ул.А.Навои.
Столица Чача на месте Мингурюкских горок осталась лежать в развалинах, но к северо-западу от нее с конца VIII - начала IХ века, на базе канала Боз-Су вырастает новая столица, получившая название у арабов Бинкат.
Б и н к а т
Арабское нашествие нанесло огромный урон развитию городской жизни на территории Ташкента. В ходе борьбы с завоевателями здесь погибли почти все города и селения.
Новый экономический подъем области начинается со второй половины IХ века. Происходит и дробление ремесел, развитие технологии ремесленного производства, чему способствовало вхождение Шаша в единую империю Саманидов. Широкие торгово-экономические связи в пределах халифата и централизация власти в Мовароуннахре способствовали развитию городской культуры. Особенно интенсивно этот процесс протекал в Ташкентском оазисе, объединившим в этот период два владения - Шаш и Илак, которые, по свидетельству географов Х века, фактически были единой страной. Здесь насчитывалось до 50 крупных городов. В Чаче и Илаке много городов с воротами, стенами, рабадами, цитаделями, рынками и каналами, протекающими через город».
В городских центрах складывались и развивались ремесленные предместья - рабады, становившиеся важной социально-экономической частью городского организма. В крупнейший центр экономики Шаша превратилась его столица – Бинкат.
«…И среди областей, которые находятся на территории Туркестана, нет ни одной области более значительной, чем Чач. В ней имеются обширные постройки, и в большом количестве. В каждом дворце проточная вода и зелень. Все постройки из глины. Главный город этой области называется Бинкат…» (Ал-Истахри, Х век).
Для Бинката избирается такое место, где предусматривается и близость степей, т.е. возможность военного союза с кочевниками, расположение на водных системах, не требовавших больших затрат на их хозяйственное освоение и, конечно, направление караванного пути. Этим пунктом было правобережье Чирчика.
В первой половине IХ века восстанавливается и удлиняется система Боз-Су, в районе которой формируется Бинкат.
Планировка Бинкета была регламентирована определенными планировочными канонами, учитывались естественные и социальные факторы.
Цитадель и шахристан разместились на высоком холме треугольной формы, между площадью Эски Джува на севере, где возвышались остатки старой крепости «Эски-Джува» (старая крепость), площадью Хадра на юго-востоке и площадью Чор-Су на юго-западе.
Кварталы и улицы около базарного центра тесно связаны с ремеслами и многие из них до недавнего времени назывались по профессиям их жителей - махалля кузнецов, гончаров, мастеров по выделке кожи, игл, наконечников стрел и т.д. Городская стена проходила вдоль улицы Навои с запада на восток. Поблизости археологами обнаружены ремесленные кварталы керамистов с полуподземными, круглыми в плане гончарными горнами, прекрасной глазурованной посудой. Здесь располагались жилые дома, улицы, каналы, мастерские IХ-ХII веков, строения из сырцового и жженого кирпича. В цитадели располагались дворец и тюрьма. Вокруг шахристана простирались рабады – ремесленные пригороды.
«Город был окружен двумя рядами стен (имеются ввиду территории внутреннего и внешнего рабадов). Во внешней стене семь ворот, во внутренней - десять. Шахристан и цитадель были обнесены собственными стенами. В шахристане было трое ворот. Цитадель имела двое ворот: одни – в шахристан, другие - в рабад. Дворец и тюрьма размещались в цитадели, соборная мечеть - рядом с цитаделью. Базары, преимущественно, были в рабаде.
Интересны названия некоторых ворот - ворота эмира, замки дехкана, которые указывают на расположение близ ворот кварталов с дворцом эмира и замками дехкан - знатных вельмож. Особенно любопытно название - ворота Степной улицы, которые, очевидно, вели в те степные просторы, граничащие с оазисом Шаша, которые были основой благосостояния и причиной бедствия.
Размеры города исчислены лишь как фарсах на фарс (т.е. 6 км) по каждой стороне, что составляет 3.600 га. Очевидно, в пределах «фарсах на фарс» включены и сельские угодья, загородные дворцы и некрополи окрест города, что давало право на обложение налогами и учет других доходов в этих условных границах». (Ибн Хаукаль «Бинкат», Х в. Труды САГУ, 1956, вып.4 пер. Бетгера). В действительности город занимал большую территорию.
В ХI - в первой половине ХII веках ремесленные пригороды застраиваются более тесно и расширяются за счет ранее незастроенных районов. Во второй половине ХII века Бинкат, как и другие города Чача и Илака, клонится к упадку.
К этому времени исчезает название Бинката- города, кратковременный расцвет которого описывают источники Х века. Впервые название Ташкент встречается в трудах ученого Абу-Райхана аль Беруни и у Махмуда Кашгарского в ХI веке. В дорожниках, на монетах и в официальных документах встречается Бинкат. По данным нумизматики название Ташкент, уже как единственное, появляется в монгольское время с ХIII века.
Экономическому упадку Ташкентского оазиса в ХII веке способствовало истощение серебро - свинцовых рудников Илака, которые были основой быстрого возникновения и расцвета многих городов Шаш-Илакского региона.
Эти причины, ослабившие могущество Шаша, подготовили почву для победного шествия Чингиз-хана в начале ХШ века. В начале ХIII века Ташкент дважды пострадал: вначале при последнем хорезмском правителе Мухаммаде, который присоединив Ташкентский оазис и Фергану, в последующие годы борьбы с ханом кочевых племен найманов Кучлуком, приказал разрушить ирригацию на этих землях, а жителей переселить. Второе разрушение произошло во время нашествия Чингиз-хана.
Весь оазис Шаша подвергался такому же разрушению и запустению, как и другие районы Средней Азии. Но город был возрожден уже к концу ХIII века. В ХIV веке при Темуре и Темуридах Ташкент обрел значение форпоста на стыке оазиса с кочевой степью.
В ХIV веке в городе по-прежнему была цитадель, окруженная стеной с воротами, а также шахристан. По преданию, названиями ворот были названия улусов, племен и родов, из которых набирались отряды для их охраны. Одно из них запечатлено в названии ворот и местности Чигатай-дарвоза.
За пределами города формировались и расширялись мемориальные комплексы Хазрат-имам и Зайнаддин Куи Арифони (ул. Фурката). В это время складываются некрополи, называемые Хаст-Имам и Шейхантаур. Границы города, по сравнению с Х-ХШ веками намного расширялись.
Построек времен Темура и Улугбека в Ташкенте нет. Исключение может составить связанный, по народному преданию, с именем Темура мавзолей Занги-ата в одноименной местности к югу от центра города. Некоторые постройки середины ХV века связаны с именем Ходжи Ахрора - крупного духовного лидера Мовароуннахра. Это несуществующее ныне медресе в два этажа и соборная мечеть Джами. Некрополь «Шейхантаур» застраивается монументальными зданиями. По народному преданию, в городе он построил несколько мечетей и медресе.
Расцвет город переживает в ХVI веке. Под натиском пала ослабленная феодальными распрями империя. Ташкент был отдан в удельное владение Суюнидж - Ходже, представителю сневерной ветви династии Шейбанидов.
Каждый из правителей, в зависимости от состояния казны и в меру талантливости придворных зодчих, возводил здания медресе, мечетей и мавзолеев.
Размеры Ташкента ХVI века не превышали тех, которых он достиг в предыдущем столетии. Из крепостных ворот в письменных источниках упоминаются Самаркандские, Кукчинские, Паркентские, Шавли, а в конце века еще и Регистанские.
В этот период в Тащкенте появляются образцы садово-паркового искусства. Среди них сад ташкентских правителей Кейкаус (типа Чорбаг). В саду Кейкаус проходили меджлисы - собрания, как при дворах Самарканда и Герата. Сад, очевидно, находился в северо-западной части города. Здесь сохранилась махалля и тепе с названием Хиабан, дословно («аллея»).
В 60-х годах ХVI постройкой медресе «Кукельдаш» завершился ансамбль на Чор-Су.
К центральной части города к этому времени относятся постройки двух бань-Пушти хамам: мужской и женской. Археологи изучили баню это7го времени, в районе художественного училища им. Бенькова.
Центром городской жизни была площадь Чор-Су с базаром, куда съезжались караваны, где не только совершались торговые сделки, но и протекала вся общественная жизнь. Это был своеобразный городок, где были специализированные ремесленно-торговые ряды, вокруг которых концентрировались караван-сараи для купцов, бани, чайханы, ошхона, пекарни и т.д.
Ташкент интенсивно застраивается. Во всех четырех частях появлялись медресе, мечети, мактабы и бани. Интересна и разнообразна по планировочным решениям и богата по художественному декору архитектура домов и квартальных мечетей. В северной части оформился архитектурный ансамбль Хаст-Имам (медресе Барак-хана и мавзолей Кафаль – Шаши). На территории бывшей цитадели города (ХIVв.) обнаружена баня ХVI века. Наибольшее количество памятников архитектуры осталось от этого периода.
В конце ХVI века ташкентские правители постоянно участвовали в феодальных распрях за первенство, которые кипели в удельных владениях шейбанидов. Ташкент неоднократно подвергался осаде.
Абдулла-хан вел упорную борьбу за консолидацию государства Шейбанидов, однако, удельные правители города оказывали ему сопротивление.
Конец ХVI века был временем конца династии Шейбанидов и самым беспокойным временем в жизни города. Борьба казахов, киргизов, бухарских и кокандских правителей за власть над Ташкентом в ХVII - ХVIII веках привела к разорению города. Почти прекратилась караванная торговля, так как из-за безвластия караваны грабили. Ирригационная система пришла в упадок, заболоченные, заросшие камышом места появились даже в городе. Устные предания сообщают, что камышовые заросли подступали прямо к холму шахристана, особенно с западной и юго-западной сторон. Земледелие и торговля пришли в упадок, город переживал тяжелый кризис. Даже видимость централизованного управления исчезла, и город в ХVIII распался на четыре части - даха: Шейхантаур, Бешагач, Кукча и Себзар, каждым из них самостоятельно правили четыре хакима. Между ними шла борьба за верховную власть. Весь город представлял собой четыре враждующих военных лагеря.
В конце ХVIII века в Ташкенте установилось правление 4-х хакимов, которые соперничали друг с другом. Дошло до открытого столкновения, и место сражения, находящееся в овраге близ городского базара, доныне известно, как Джангоб - ручей битвы.
Юнус-ходжа, глава Щейхантаурской даха, вышел победителем. При его правлении Ташкентским государством произошла экономическая стабилизация в оазисе, налаживалась безопасная караванная торговля, зарождались медеплавильный и железоделательный промыслы, умножались площади посевов садов, полей, укреплялся город.
Город по-прежнему делился на четыре даха. Каждая из них имела по трое ворот в городской стене. Так, за Сибзарской дахой были Лабзак, Тахтапуль и Карасарай, за Кукчинской- Сагбан, Чагатай и Кукча, за Бешагачской- Самарканд Камолон и Бешагач, за Шейхантаурской- Коймас, Кашгар и Коканд.
Юнус-ходжа построил себе Урду в Бешагачской даха, развалины, которой еще существовали в конце ХIХ века. После смерти Юнус-ходжи кокандский хан направил все усилия на подчинение Ташкента.
Я помню старый мост через Анхор. Урда была здесь прежде-княжий двор. Уж нет дворца и властелина нет, Осталось лишь название с давних пор… Дрожали все пред именем Анхор… Р.Бабаджан
|
УРДА - это крепостное сооружение, построенное кокандцами после завоевания Ташкента. В 1809 году Ташкент занимал территорию в пределах городских стен с воротами около 1600 га. Бешаагачские, Коймасские и Кокандские ворота располагались на левом берегу Боз-Су, поскольку часть городских стен проходила по левому берегу. Именно здесь кокандские стратеги и возвели Урду, убедившись, что с высокого берега Бозсу и со стен крепости открывается широкий обзор города с возможностью обстрела любой его части.
Крепость предназначалась не для защиты города, а для того, чтобы держать в повиновении непокорных жителей Ташкента. От штурма со стороны города крепость была защищена водной преградой - каналом Анхор. С юго-востока же можно было, в случае необходимости, получить подкрепление из Коканда.
Филипп Назаров, побывавший в Ташкенте в 1813 году, дает следующее описание крепости: - «В ¼ версты от города находится укрепление, помещающее в себя до 10 тысяч войска. Укрепление сие обнесено со стороны Кокандии двумя высокими каменными стенами двумя глубокими рвами, а к городу - одной стеной и глубоким каналом, имеющим до 50 сажен ширины. Въезд в укрепление сие по узкой тропинке. В середине сего укрепления на возвышенном месте построен замок, обнесенный высокими стенами и тремя рвами, имеющими до семи сажен глубины. В сем замке живет главнокомандующий, имеющий полную власть казнить смертью без доклада правителю. Ташкент был прежде независимым и служил резиденцией властителя, а ныне при покорении сделался провинцией Кокандии. Замок прежнего владетеля разрушен до основания, а мы видели на том месте груды камней. Через город беспрестанно проходят караванные пути».
Анализ плана Урда и данные первоисточников позволяют утверждать, что кокандская Урда строилась по типу крепостей Средней Азии, сложившемуся в средневековье, и без особых изменений дожившему до Х1Х века. Урда занимала территорию около 20 га. Стены северного, восточного и южного направления были прямыми и определили впоследствии направления современных улиц Ш.Рашидова, А.Кадыри, А.Навои, а западная - совпадала с направлением канала Анхор.
Глинобитные стены Урды имели ширину основания до 6 метров, высоту- от 10 до 14 метров, верхняя площадка, шириной 4 метра имела с внешней стороны парапет с бойницами, внутренняя же сторона была открыта. Особое внимание уделено фортификации западной стороны, где был устроен бастион с тремя башнями.
В Урде размещались склады боевых припасов, гарнизон, приближенные кокандского наместника и сам Бекларбек со свитой и слугами. Часть военных и их семейства размещались в северной части. Дворец кокандского Бекларбека и службы размещались возле главного бастиона.
По всей территории было разбросано около 50 жилых домов среди садов и виноградников. Водоснабжение обеспечивалось многоводным арыком Гадраган, протекавшим через крепость.
К Урде с востока примыкал сарбазский двор размером в 27 га, простиравшийся за Чаули. Здесь, в палатках и казармах проживали рядовые и военные, проводились военные занятия сарбозов. Огороженные крепостными стенами и рвами сарбазски двор также имел трое ворот - одни общие с Урдой, другие - Кашгарские, выходившие на восток к Шахрисабзской улице, и третьи- Кокандские- на правом берегу арыка Чаули, обращенные на юг.
На случай отвода каналов, что часто практиковалось неприятелем при осадах, выкапывались водоемы (хаузы).
В период кокандского владычества политическое положение Ташкента было шатким, так как Кокандское и Бухарское ханства вели упорную борьбу за его подчинение.
Власть Кокандского ханства над Ташкентом закончилась завоеванием Средней Азии царской Россией. Застывшая в своем развитии архитектура Средней Азии с присоединением к России продолжала существовать рядом с насаждаемой европейской архитектурой.
Появление в крае русского населения изменило жизнь города, тем более, что возникали не отдельные русские города, как таковые, а русские части издавна существующих городов. Так было в Ташкенте.
Центр тяжести в благоустройстве переносится на новую часть города. По отношению же к «старому» городу, заселенному «туземцами» проявляется минимум заботы и максимум пренебрежения.
Теперь военно-административный центр переносится на восток.
12 февраля 1865 года вышел указ об образовании Туркестанской области с подчинением ее оренбургскому генерал-губернаторству. Военным губернатором вновь образованной области был назначен генерал Черняев. Руководимый им военный отряд в июне1865 года взял Ташкент.
В 1866 году город был официально включен в состав владений России. Ташкент быстро выдвигается как главный центр торговых связей России с ханствами Средней Азии и сопредельными странами.
Было решено строить новый город рядом со старым, на левом берегу канала Анхор. Территория от Анхора до арыка Чаули планируется по прямоугольной схеме. Следующей весной новый генерал-губернатор Романовский выбирает место для немедленной постройки европейского города.
На высоком берегу канала Анхор, на границе нового со старым городом в 1866 году была построена русская крепость, окруженная мощной стеной. За крепостным валом - казармы для войск гарнизона.
В 1867 году было создано Туркестанское генерал-губернаторство в составе Российской империи. Первым его генерал-губернатором стал фон Кауфман.
К р е п ос т ь
На крепостной эспланаде размещалось выстроенное в 80-х годах ХIХ века военным инженером полковником Шлейфером Георгием Ивановичем здание офицерского собрания гарнизона крепости. Этим же инженером выстроены ворота на эспланаде, тяжеловатые по пропорции, но по-военному монументальные и выразительные.
Этот новый городок был населен только военными, но уже составляется план постройки города для гражданского населения. Его изготовил военный инженер отряда Черняева Колесников (топограф).
Ташкентская крепость возводилась наемными рабочими. Организация найма рабочих осуществлялась купцами.
В это время произошло крупное событие, которое имело огромное общественно-политическое значение. Это - отмена рабства. Рынок рабов с этого времени был закрыт. Царское правительство пошло на это, руководствуясь отнюдь не сердобольными чувствами к местному населению, а желанием поднять свой международный авторитет.
С этого времени началось врастание ташкентского купечества и местных предпринимателей в новую жизнь и новый мир, который развивался по буржуазному пути.
История города, начиная с того же далекого от нас времени, нашла свое отражение в художественной литературе:
«На границе нового и старого города высятся крепостные стены. Хотя крепость утратила свое оборонное значение, там хранились запасы снарядов, пороха, оружия. На одном из бербетов крепостной стены стояла пушка, из которой ежедневно, как в Петербурге, в 12 часов дня делали один-единственный холостой выстрел. По этому выстрелу жители проверяли часы.
В казармах, находившихся внутри крепости, располагались части первого Туркестанского линейного полка, команды артиллерийского склада и мастерских. Возле крепостных ворот, под стенами крепости было построено двухэтажное кирпичное здание - казармы первого Ташкентского резервного батальона. К зданию примыкал молодой сад с маленьким домиком генерала Черняева по середине.
Отсюда взяла свое начало первая улица нового города
Летом 1870 года Ташкент получает номинальное самоуправление. Население города достигает 25 тысяч человек. В 1877 году создается Городская дума.
Строительством города в то время занимались военные инженеры, которые чаще всего не имели специальной подготовки. Успешно справляясь с планировочными работами, они в то же время были неопытными архитекторами. Первые постройки военного ведомства-казармы, склады, стены, крепости и ворота.
Казенные здания начального периода застройки Ташкента (1865-1877гг.) - одноэтажные постройки с очень толстыми стенами.
Первыми начали застраиваться улицы Черняевская, на правом берегу канала Анхор – Петербургская (ныне Матбуотчилар), Романовского (ныне Буюк Турон), Самаркандская (ныне Ш.Рашидова), улица Московская (ныне улица А. Темура) и начало Чимкентского тракта (колесный тракт, оборудованный почтовыми станциями для поездок из Ташкента в Россию).
В первые же годы были разрушены стены бывшей кокандской Урды. На месте засыпанного рва появился бульвар, потом улица Воронцовская (её уже нет). По берегам Анхора раскинулся обширный парк, доступный для гуляния лишь военно-чиновной знати. Местом гуляния стали также загородные сады – Минг-Урик и Аллея тополей - современная улица Афросиаб. На окраине города появился Воскресный базар (ныне Театральная площадь).
Город быстро растет, ширится мануфактурная торговля. Становятся известными торговые дома Филатова, Захо, Первушина, Давыдова, Иванова, Тезикова.
На смену постройкам из глины и сырцового кирпича приходят дома из жженого кирпича. Налаживается производство местного жженого кирпича.
Быстрое развитие города заставляет власти задуматься над дальнейшей планировкой города. В 1871 году составляется проект планировки территории второй части. Начинается новый период застройки города (1877-1900гг.)