Мавзолей Шейхантаура
На территории старого Ташкента, между нынешней улицей Навои и улица А.Кадыри, находится группа монументально-архитектурных сооружений, составляющих ансамбль Шейха Ховенди Тахура или Шейхантаур. Это место играет важную роль в истории города, связывая нас с эпохой правления темуридов. Чтобы власть упрочилась, в пригороде (до ХV в. территория ансамбля находилась за Шахристаном) строится мавзолей Шейха Ховенди Тахура, который приходился дядей советника темуридских правителей шейха Убайдуллы Ходжа Ахрара, возглавлявшего религиозный орден «Накшбанди». С этого времени местность приобретает особую популярность среди жителей города. Формируется неповторимый архитектурный комплекс, отличающийся величественностью и притягательностью. Здесь размещались несколько почитаемых в народе культовых сооружений — мавзолеев, мечетей и медресе с минаретом, кроме того, под древними чинарами имелись торговые ряды и различные здания.
Главный вход в ансамбль ранее находился со стороны Ташкуча на нынешней ул. Навои. Эта улица шириной в семь метров была главной улицей города. Она отличалась благоустроенностью и красочностью внешнего вида, освещалась с двух сторон фонарями. С 1893 года улица именуется Шейхантаурской. Впервые в городе по этой улице проложена трамвайная линия-конка с лошадиной повозкой, с 1912 года—электрическая. Входной портал, оформленный в виде купольного сооружения «чортак» —дарвазахона, которое было построено в 1892 году ташкентским мастером Абдурахимом, сыном усто Абдуллы. |
![]() |
Чортак представлял собой высокую, квадратную в плане постройку с четырьмя обширными арками на осях, две из которых, лежащие на главной оси, были сквозными, а две — в виде ниш.Общий силуэт чортака, возвышавшийся относительно прилежащей улицы, развит в высоту, вход в него подчеркнут порталом, к которому вела крутая лестница. Это традиционное входное сооружение со сфероконическим куполом и прекрасным порталом было возведено из прямоугольного жженого, так называемого «европейского кирпича».
Деревянные резные двустворчатые ворота Шейхантаура выполнил усто Махсумходжи, которым также сделана дверь входного портала дворца Худоёрхана и большие ворота медресе Казиян в Коканде. Во время реконструкции города в довоенные годы, при расширении улицы Ташкуча, дарвазахона, а также рядом находившееся одноэтажное медресе Ишанкула датхо, сына Бекларбека, бывшего кокандского наместника в городе Ташкенте, были снесены. Это медресе было возведено в конце сороковых годов прошлого столетия, а в послереволюционные годы в здании долгое время размещалась киностудия.
Сохранившийся памятник монументальной архитектуры мавзолей Шейха Ховенди Тахура расположен восточнее от оси мавзолея Юнусхана и дарвазаханы. Почитаема в народе могила ташкентского шейха, который был видным представителем суфизма в Шаше, автором многих произведений, умершего в 756/1355году.
Первый мавзолей над его могилой построен во второй половине ХV веке при Ходже Ахроре Вали, который приходился родственником Ховенди Тахуру. Шейх Ховенди Тахур был одной из популярных религиозных личностей города. Его именем в ХVIII- ХIХ веках была названа одна из крупных административных единиц города — даха.
Мавзолей неоднократно подвергался ремонтам и реставрации. Нынешнее здание не является древней постройкой, как показывают многолетние научные исследования, археологические раскопки и письменные источники ХVI в. Он сооружен на ранее существовавшем фундаменте. Здание мавзолея, имеющее продольно-осевую композицию, ориентированную с запада на восток, состоит из двух помещений: большого и малого, выступающего из корпуса здания портала, зиёратханы и за ней сокращенной по размерам гурханы, которые перекрыты различными по объему сфероконическими куполами, приподнятыми в зиёратхане на двенадцатигранном барабане, в гурхане — на восьмигранном.
В северо-западном углу зиёратханы находится большое прямоугольное надгробие Шейха Ховенди Тахура. Второе помещение перекрыто куполом, опирающимся на барабан, который, в свою очередь, опирается на систему парусов и арок. Возле северной стены есть две саганы (надгробия) стрельчатого очертания: Султан-Ходжи и его отца Юнус-Ходжи, умершего в 1810 году. Рядом с гробницей Шейха Ховенди Тахура сохранились окаменевшие остатки миртового дерева, свидетельствующие, что ранее здесь было скромное открытое кладбище. Реставрация была осуществлена в 1982 году по проекту архитектора К. Юсупова. |
![]() |
На территории бывшего Шейхантаурского мазара севернее мавзолея Шейха Ховенди Тахура расположен мавзолей, известный под названием Калдыргачбий. Достоверных сведений кем, когда построен и кто погребен в этом архитектурном памятнике, до сих пор не имеется. В дошедших до нас древних преданиях сообщается, что в этом мавзолее якобы погребен знатный вельможа по имени Калдыргачбий. В другом сообщается, что здесь похоронена принцесса кипчакских степей — Калдыргач-биби. В третьем народном предании говорится, что предводитель карлуков Хазрат Мир, когда-то выбрав эту местность для своего обитания, разбил палатку. Через некоторое время прилет ласточки (калдыргач) и устроили здесь свои гнёзда. После ухода в иной мир ХазратМир был погребен здесь же. Над его могилой через определенное время был возведен
скромный мавзолей, на который ласточки перенесли свои гнезда. В честь этого мавзолей именуется Калдыргачбий. Но название этого мавзолея трактуется по разному: Калдыргач-биби - Калдыргачбой, Калдыргачбий.
Мавзолей Калдыргачбий — отдельно стоящая купольная постройка, квадратная в плане. Кубический объем четверика крестообразный в плане зал с нишами по осям стен, в углах которого помещаются четыре малые камеры, винтовая кирпичная лестница и худжры. Под главным залом находится небольшой квадратный склеп с входом с севера. Внешняя архитектура мавзолея своеобразная, она не встречается в других монументальных исторических сооружениях города. Среди памятников архитектуры Средней Азии такой тип мавзолея встречается довольно редко. Одна из особенностей архитектурной формы мавзолея — шатровый (кулохий) купол, покоящийся на двенадцатигранном барабане. Мавзолей Калдыргачбия и Шейха Ховенди Тахура композиционно связывала мечеть Оврат, айван ее был пристроен в 1873 году. Мечеть была разрушена землетрясением 1966 года. В мавзолеях с 1970 года по проекту архитектора В. М. Филимонова были проведены реставрационные работы.
На западной стороне ансамбля Шейхантаур находится мавзолей Юнусхана — деда по линии матери основателя династии великих монголов Захриддин Мухаммеда Бабура. С западной стороны к мавзолею Юнусхана примыкало здание одноименного медресе. Известно, что Юнусхан родился в 1416 году (821г. хиджры) в богатой семье.
Прилично воспитанный и образованный, Юнусхан многие годы служил в Самарканде и Герате. Он учился у знаменитого ученого историка Шарафуддина Али Язди. Юнусхан не только объединил под своей властью большую территорию между Семиречьем и Сырдарьей, подчинив их Ташкенту, но уделял много внимания строительству города, построил ряд
монументальных сооружений. Его Урда, вероятно, была расположена в районе Шейхантаурской дахи Ташкента. Юнусхан покровительствовал людям науки и искусства, известно, что он сочинял стихи. Через некоторое время после его смерти в 1487 году (892 год хиджры) по воле его сына Махмуда над его могилой сооружается мавзолей.
Главный фасад самого величественного и прекрасного сооружения ансамбля Шейхантаура выполнен в виде высокого монументального портала, ориентированного на юг. Внутренняя планировка осуществлена в виде Чортака. В углах зала и крыльях главного фасада в два яруса выстроены жилые худжры. Чортак состоит из арочных ниш, северная из них глубже, возможно, для размещения основного погребения. Мавзолей примечателен тем, что его главный зал перекрыт двойным куполом и опирается на систему четырех пересекающихся арок и выложенных в «елку» щитовидных парусов, что является нововведением в строительной технике той эпохи. Перекрытия худжр выполнены в виде одинарных сфероконических куполов на щитовидных парусах.
Утраченная ныне историческая надпись, выполненная в технике "кырма" над входом на стене главного портала гласила: «Датой рождения Хазрета Юнусхана чистоты аллахова дыхания был 818 г. хиджры (т. е. 1415/1416 г.). В 892 (1486/1487 г.) на мира тленного ухода совершив... Их величества благородный возраст был 74 года. Великолепию ревака наступил конец в 979 г. х. (1571/1572 г.)". Далее следовали стихи, в хронограмме была зашифрована дата ремонта 992 г. х. (1584 г.) и имя производившего его мутавалли Баба-Ходжа, сына Атахана и так далее. Более определенно свидетельствует о постройке мавзолея автор ХУI века Хафизи Таныш (Абдулла намэ"):
«...Юнусхан, будучи разбит параличом, в 892 г. х. (1486/1487 г.) умер. Его погребли рядом с мазаром Шейха Ховенди Тахура... И над его лучезарной могилой возвели высокие строения и возвышенные здания и покрыли их чрезвычайно высоким куполом, обнимающим собой чудесного вида худжры и в этой области этот мавзолей стал известен под именем Мазарахана».
Первоначально специалисты предполагали, что Юнусхан погребен в этом мавзолее, но в раскопках, выполненных археологами под основанием мавзолея, не найдены ни захоронения, ни его остатки. После тщательного изучения материалов научных исследований архитекторы пришли к выводу, что это сооружение не мавзолей, а ханака. Реставрация была осуществлена в 1980 году проекту архитектора М. Бурштейна. В состав ансамбля Шейхантаур, кроме вышеуказанных мавзолеев, входили еще три мечети ХIХ века (мечеть Занджирлик, Гариб и Саидазимбая). Они были построены на средства крупных ташкентских купцов Саидазимбая и Гариббая. Все столярные работы и резьбу по дереву выполнил старейший ташкентский мастер из махалли Чувалачи Саидазим Усманов. В 1894 году севернее входного портала была возведена Хатун мечеть (женская мечеть), которая была известна своей богатой отделкой и красочной многоцветной росписью.
На площади между входным порталом и мавзолеем Юнусхана в 1913 году около богато отделанных и широких айванов находился минарет, который придавал величественность ансамблю. Он был построен мутавалли Подшахан. Вокруг хауза росли многовековые чинары — свидетели исторических событий. Некоторые из этих древних 500-летних чинар города Ташкента сохранились.
Сегодня от этого комплекса сохранились три здания — мавзолей Шейха Ховенди Тахура, Юнусхана, а также Калдыргачбия. Ныне отреставрированные памятники представляют историко-архитектурную ценность. Они несут богатую информацию культуры своей эпохи, имеют большое духовное и научно-познавательное значение.
Своеобразное архитектурно-композиционное решение ансамбля, его неповторимость еще раз подчеркивают высокую архитектурностроительную культуру местных зодчих, отличавшихся неисчерпаемой фантазией и изобретательностью.