Мавзолей Шейха Зайниддина-бобо
Мавзолей, и примыкающая к нему чиллахона, стоят на культурно-ирригационном слое: в XIII веке здесь было загородное селение Арифон.
Мавзолей представляет собой многокамерную продольно-осевую четырехпортальную купольную постройку с высоким развитым пештаком, выделяющим юго-восточный фасад как главный.
Обширный квадратный зал, заключенный внутри прямоугольной призмы основного корпуса, крестообразен в плане за счет четырех глубоких ниш по центрам его стен. Зал перекрывает двойной купол. С высоким внутренним цилиндрическим барабаном. Из художественных деталей выделяются образцы декоративно-прикладного искусства: входная двухстворчатая деревянная резная дверь, покрытая растительным орнаментом. Над ней окно с деревянной решеткой (панджара): широкая рама с мелкой сеткой, в центральном панно – круглый звездчатый гирих, построенный на равностороннем треугольнике. |
Ганчевые панджара, разнообразных построений оформляют большие и малые оконные проемы второстепенных фасадов.
Размеры здания: общие в плане 16 х 18 м, высота до зенита купола – 20,7 м, высота портала – 14,5 м.
Мавзолей посвящен шейху Зайниддину-Бобо (Зайнад-Дин-бобо) – сыну шейха Шихабаддина Абу Хавса – главы багдадских суфиев, «шейха шейхов» - основателя школы, к которой принадлежал позже Шамсаддин Кулял, духовный наставник эмира Тарагая – отца Темура и самого Темура.
Шейх Зайниддин родился в 1214 году. Легенда, записанная со слов хранителя мавзолея, гласит, что 600 лет назад по указанию отца, шейха Шихабаддина Зайнутдин приехал из Багдада в Ташкент и жил он в Чилляхоне. После смерти его почитатели возвели над его могилой маленький мавзолей (чортак). Позже Темур перестроил чортак, было еще 3-4 ремонта. На месте существующего здания был древний разрушенный чортак конца ХIV века, его остатки лежат ниже существующего здания. Стены внизу относятся к XVI веку. Верх здания от парусов и выше, а также портал капитально перестроены в конце XIX века. |
Надписи мавзолея поздние, относятся к его ремонтам. На филенке деревянной двери начертано: «Мастер Мир-Шараб Абду Мумин Оглы», дата срезана.
В надписи над юго-западным устоем портала указана дата капитального ремонта – 1339 года хиджры (1920-1921 гг). Этот ремонт и последующий 1927 года исказили облик памятника. Пештак когда-то был покрыт глазурованными изразцами. При раскопках в строительном мусоре были обнаружены фрагменты майоликовых плиток.
Наиболее древний элемент мавзолея чиллахона, сложенная из кирпича, датируемого XI-XII веком. Факт применения кирпича XI-XII веков указывает на его применение и в начале XIII века. Нижние части чиллахоны сохранились до нашего времени, чортак же над могилой шейха, очевидно, разрушился и, вероятно, был впоследствии переделан по приказу Темура, как это утверждает придание. Чиллахона – помещение для сорокадневного поста. Она настолько «вросла» в землю, что на поверхности остался только купол со световым фонарем. |
Чиллахона состоит из двух помещений, расположенных по горизонтали: верхнее – восьмигранное с михрабной нишей на одной из юго-западных граней, нижнее – тоже восьмигранное значительно меньших размеров.
В нижнее помещение можно попасть по специальной лестнице и коридору, расположенному под прямым углом.